Система маркировки товаров «Честный ЗНАК» обеспечивает возможность проверки подлинности продукции и отслеживания её движения от производителя до точки продажи. За последние годы она была внедрена во множество отраслей и продолжает расширяться. Цифровая маркировка содержит сведения о производителе, месте, дате и времени выпуска или реализации, сроке годности, артикуле и стандарте. Информация фиксируется в государственной базе данных. Использование маркировки сокращает оборот контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции.
Маркировка товаров «Честный ЗНАК»
Контрафактная, фальсифицированная или контрабандная продукция, как правило, не проходит официальные процедуры маркировки. При проверке отсутствует запись кода в базе или он числится недействительным. Это позволяет быстро выявлять и изымать такие товары из оборота.

Механизм работает за счёт обязательности маркировки для определённых категорий товаров и как к административной, так и к уголовной за её отсутствие или подделку. Контроль осуществляют уполномоченные органы с использованием онлайн-сервисов, сканеров и мобильных приложений.

Внедрение маркировки снижает экономическую выгоду от незаконного ввоза и производства, так как затрудняет сбыт нелегальной продукции через официальные каналы. При этом повышается качество статистических данных о рынке за счёт учёта реальных оборотов.

Система «Честный знак» предназначена для прослеживания движения товаров от производителя до конечного покупателя. Основой механизма является цифровая маркировка продукции и возможность проверки её легальности.

Каждая единица товара получает уникальный код Data Matrix, содержащий зашифрованную информацию. Код сложно подделать благодаря использованию криптографических технологий. Данные о выявленном контрафакте фиксируются в системе.

Проверка осуществляется через мобильное приложение: достаточно сканировать код, чтобы получить сведения о товаре. Онлайн-кассы передают данные о продаже в систему, что исключает реализацию продукции без маркировки.

Система охватывает все товарные группы, подлежащие обязательной маркировке. В перечень уже входят входят табачная продукция, меховые изделия, лекарства, одежда, обувь, постельное бельё, фотокамеры, духи и автомобильные шины. В дальнейшем маркировка будет распространяться на новые категории.
Маркировка антисептиков: цели, пилотный проект, текущая ситуация
Маркировка антисептической продукции в данной категории осуществляется самими участниками рынка. Основная задача — сокращение нелегального оборота и повышение прозрачности. В рамках пилотного проекта по маркировке участвовали 7828 предприятий. Из них 152 относятся к производителям, 241 — к импортёрам, остальные — представители оптового и розничного сегментов.

По оценкам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доля нелегальной продукции на рынке антисептиков превышает 50%. Введение цифровой маркировки рассматривалось как потенциальное средство снижения объема контрафактных товаров, а также как фактор, способный увеличить совокупный доход легальных производителей примерно до 0,7 млрд рублей.

Для участников рынка данный процесс требует внимательного изучения действующих нормативных требований. Следует учитывать, что порядок маркировки и технологии её применения периодически обновляются, поэтому рекомендуется регулярно проверять актуальные изменения в документации и официальных сообщениях профильных ведомств. При возникновении сомнений относительно трактовки норм или порядка действий, необходимо обращаться за разъяснениями в органы, ответственные за реализацию маркировки, либо в консультационные службы.
Разрешительный режим на кассах для медицинских изделий
С 1 марта 2025 года начинается поэтапное введение разрешительного режима на кассах в отношении медицинских изделий. К указанной дате все участники розничной торговли обязаны обновить верхнеуровневое программное обеспечение контрольно-кассовой техники для корректной работы с товарами, подлежащими маркировке. Несвоевременное обновление ПО может привести к невозможности проведения операций, нарушению порядка продажи и административной ответственности.

Для снижения рисков участникам рынка необходимо заранее оценить технические характеристики кассового оборудования и совместимость программных решений с новыми требованиями. Рекомендуется протестировать систему до даты обязательного ввода режима и обеспечить подготовку сотрудников.

С 1 ноября 2024 года аналогичный разрешительный режим был введен для антисептиков и дезинфицирующих средств.
Запреты на продажу маркированных товаров и порядок проверки на кассе
Маркировка антисептиков в Российской Федерации регулируется действующими нормативными актами. Продажа таких товаров возможна только при соблюдении установленных правил и при наличии корректных данных в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак».

Существует ряд ситуаций, при которых реализация маркированной продукции запрещена:
  • Блокировка товара по решению государственного органа. Если товар внесен в перечень запрещенных к продаже на основании официального решения уполномоченного органа, его реализация невозможна. Блокировка может быть связана с нарушением требований законодательства или выявленными нарушениями в процессе контроля.
  • Отсутствие сведений о нанесении кода маркировки и вводе товара в оборот. Маркированная продукция должна иметь уникальный идентификатор в виде кода Data Matrix, информация о котором внесена в систему «Честный знак». Если данные о нанесении кода или вводе товара в оборот отсутствуют, продажа такого товара запрещена.
  • Отсутствие информации о коде маркировки в системе «Честный знак». Даже при фактическом наличии кода на упаковке, продажа невозможна, если в системе маркировки отсутствует соответствующая запись. Это может произойти в случае ошибок при оформлении или передачи данных.
  • Истечение срока годности. Для товаров, имеющих ограниченный срок хранения, продажа запрещается после его истечения.
  • Повторное выбытие товара с тем же кодом. Если система фиксирует, что код маркировки уже использовался для вывода товара из оборота, повторная реализация невозможна. Это позволяет исключить повторное использование кодов, предотвращая незаконный оборот продукции.
Проверка маркированных товаров на кассе
Проверка осуществляется следующим образом:
  • Сканирование кода. Продавец с помощью 2D-сканера или встроенного модуля кассовой техники считывает код маркировки с упаковки.
  • Онлайн-проверка. Кассовое программное обеспечение в режиме реального времени отправляет запрос в систему «Честный знак». Система возвращает ответ о возможности или запрете продажи данной единицы товара.
  • Действия при запрете. Если система сообщает о запрете, программное обеспечение уведомляет кассира. Такой товар должен быть изъят из продажи.
Если в момент проверки отсутствует соединение с системой или нет ответа, касса может провести проверку по локальной базе данных. Решение о продаже в таком случае принимается на основании имеющейся локальной информации, с учетом действующих инструкций.
Схема работы с маркированными товарами в 2025 году
В 2025 году процесс оборота маркированных товаров включает несколько этапов.
Производитель:
  • Получает уникальные коды Data Matrix в системе «Честный знак».
  • Наносит их на каждую единицу товара.
  • При передаче продукции оптовому или розничному покупателю оформляет универсальный передаточный документ (УПД), где указывает идентификаторы всех отправляемых единиц.
  • Передача УПД фиксирует ввод товара в оборот.
Импортер:
  • Маркирует товар до прохождения таможенных процедур.
  • Коды наносятся на производстве или на складе до ввоза в РФ.
  • Ввоз осуществляется с уже нанесенной маркировкой.
  • Для продажи также оформляется УПД.
Оптовое и розничное звено:
  • Получает партию от производителя или импортера вместе с УПД.
  • Проводит приемку с указанием всех кодов в электронном документообороте.
  • Организует подготовку к работе с маркированными антисептиками и другими товарами
Чтобы организация или индивидуальный предприниматель могли законно работать с товарами, подлежащими обязательной маркировке, необходимо выполнить последовательность действий.
Шаг 1. Получение усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП)
Требуется для регистрации в системе «Честный знак» и для участия в электронном документообороте (ЭДО). Подписываются в уполномоченных удостоверяющих центрах, для юрлиц и ИП — через налоговый орган.
Шаг 2. Заключение договора с оператором фискальных данных (ОФД)
Оператор должен иметь интеграцию с «Честным знаком» и ФНС для передачи сведений о реализованных товарах.
Шаг 3. Подключение к системе ЭДО
Нужно для электронного обмена УПД и другими документами между поставщиками и покупателями. Следует убедиться, что оператор ЭДО взаимодействует с «Честным знаком».
Шаг 4. Проверка оборудования и ПО
ОС: Windows 7 или новее, либо Mac OS X 10.8 и выше.
Браузеры: Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari.
Установленные криптографические средства (СКЗИ) — «КриптоПро» не ниже версии 3.6.7 или «Рутокен».
Драйверы и инструкции предоставляет ФНС.
Шаг 5. Регистрация в «Честном знаке»
На официальном сайте — заполнение анкеты, выбор категории товара, внесение реквизитов и информации об организации или ИП.
Шаг 6. Приобретение 2D-сканера штрихкодов
Используется для считывания кодов Data Matrix при продаже, а также при приёмке. Допустимо использовать встроенную камеру кассового аппарата или смартфона при условии поддержки формата.
Шаг 7. Подключение онлайн-кассы
Касса должна обеспечивать внесение кода маркировки в фискальный чек и поддерживать формат фискальных данных версии 1.2.
Правила оборота и реализации маркированных товаров в 2025 году предполагают строгую фиксацию всех операций в системе «Честный знак» и автоматическую проверку кодов при продаже. Это позволяет исключить из легального оборота товары с нарушениями маркировки или иными основаниями для запрета.
Ответственность за нарушения требований по маркировке
Порядок обязательной маркировки предусматривает фиксацию движения товаров в государственной системе «Честный ЗНАК» посредством нанесения уникальных кодов Data Matrix и передачи соответствующих сведений.

В случае нарушения установленных требований возможны следующие последствия:
Административная ответственность:
  • Для индивидуальных предпринимателей и малых компаний — штраф до 50 000 рублей.
  • Для юридических лиц — штраф до 100 000 рублей.
Причинами назначения штрафа могут быть:
  • реализация товаров без внесения данных в систему «Честный ЗНАК»;
  • указание в системе ошибочных или неподтвержденных документами сведений при вводе продукции в оборот;
  • отсутствие регистрации в системе «Честный ЗНАК»;
  • несвоевременная передача информации о товарах в систему маркировки.
За производство или продажу кожных антибактериальных средств без маркировочных кодов штраф может достигать 300 000 рублей.
Перемещение или реализация товаров с поддельными средствами маркировки влечет конфискацию продукции и штраф до 300 000 рублей.
Рекомендации участникам рынка
Предстоящие изменения в работе кассовых систем и введение обязательной маркировки для отдельных категорий товаров направлены на повышение прозрачности торговли и контроль за оборотом продукции.

Переход на новые режимы требует от участников рынка соблюдения сроков, внимательного отношения к техническим и нормативным деталям и готовности оперативно реагировать на корректировки регламентов.

В условиях введения новых режимов работы кассовой техники и расширения практики обязательной маркировки товаров участникам розничной торговли и смежных сегментов следует учитывать несколько факторов:
  • Ответственность за соответствие требованиям лежит на каждой организации и индивидуальном предпринимателе. Нарушения могут повлечь штрафы, остановку торговых операций и другие санкции.
  • Регулярная проверка актуальных нормативных документов обязательна. Изменения могут касаться не только сроков, но и технических параметров, форматов передачи данных и перечня исключений.
  • Внимательность при внедрении изменений — необходимо тщательно тестировать оборудование, форматы документов и корректность взаимодействия с системами мониторинга.
  • Уточнение деталей при неясностях — при сомнениях в трактовке положений законодательства или инструкций к оборудованию следует обращаться за официальными разъяснениями.
  • Обучение персонала — кассиры и операторы должны знать, как работать с маркированной продукцией, чтобы исключить ошибки в процессе продажи.
  • Планирование бюджета на модернизацию — обновление оборудования и программного обеспечения требует финансовых затрат, которые следует учитывать заранее.
Рекомендации по корректной идентификации и маркировке антисептических средств
Для минимизации риска ошибочной квалификации продукции как антисептической и исключения претензий со стороны контролирующих органов рекомендуется документально подтверждать антимикробные свойства. Если в описании товара заявляется наличие антимикробного или антибактериального эффекта, это должно быть подтверждено результатами испытаний, сертификатами или иными официальными документами, выданными аккредитованными организациями. При отсутствии подтверждающей документации контролирующие органы могут признать заявленные свойства недостоверными, что, в свою очередь, может повлечь административные меры воздействия.

Также необходимо четкое указание назначения в официальных документах. В наименовании товара, указанном в Свидетельстве о государственной регистрации, Декларации о соответствии и Таможенной декларации, необходимо прямо обозначить его назначение (например, «кожное антисептическое средство») и область применения. Это позволяет однозначно классифицировать продукцию при проверках и исключает двусмысленное толкование.